С 01.01.2022 г. документы для автоперевозок будут в электронном виде

  • 13/07/2021

С 01.01.2022 г. документы для автоперевозок будут в электронном виде

Автоперевозки переведут на электронные накладные.
С 01.01.2022 г. вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 336-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В электронном виде будут следующие транспортные документы:

  • накладные,
  • заказ-наряды,
  • сопроводительные ведомости.

Грузоотправители и грузополучатели, перевозчики, фрахтователи, фрахтовщики должны будут заключить договоры с оператором информационной системы. Операторов включат в специальный реестр. Они должны иметь в собственности расположенную на территории России телекоммуникационную инфраструктуру и аппаратные средства электронной подписи.
Оператор будет обязан обеспечивать бесперебойную обработку электронных документов 24*7, идентифицировать участников и обеспечивать конфиденциальность сведений. Операторы также будут направлять электронные перевозочные документы в государственную информационную систему для обеспечения межведомственное взаимодействия от ФНС до ГИБДД. Это не будет считаться нарушением конфиденциальности.

Порядок обмена безбумажными транспортными документами и содержащимися в них сведениями, а также порядок их направления установит правительство.
Система электронного документооборота (далее - ЭДО) для транспортной документации позволит увеличить скорость бизнес-процессов в логистике и грузоперевозках, по предварительным оценкам специалистов – в 6 раз. До 2022 года сроки доставки товаров по России и из России сильно тормозил большой бумажный документооборот, так, в 2020 г. количество документов для автоперевозок перевалило за 3 млрд. шт. К примеру, если один автомобиль посещает за день 15 — 17 точек доставки, то водитель может возить с собой до 200 — 300 бумажных накладных.
Каждый документ требовал «живых» подписей грузоотправителя и грузополучателя, доверенностей и прочего. Теперь нововведение должно облегчить жизнь всех участников перевозок грузов.
Принятию решения по ФЗ предшествовал стартовавший 01.10.2020 г. месячный эксперимент по ЭДО в автоперевозках в России. Такие перевозчики как ПЭК и операторы ЭДО тестировали обмен в электронном виде транспортными накладными и путевыми листами. В ходе эксперимента были обыграны различные сценарии: перевозка с заменой водителя в рейсе, а также перевозка с заменой точки выгрузки на маршруте, старт рейса ночью и т.д. В результате выявились замечания:
- нужно обеспечить техническую возможность работы с электронными документами (предоставить смартфон, планшет, ноутбук).
- нужно предусмотреть план действий при невозможности технического устройства обеспечить ЭДО.
Также желательно заранее иметь опыт взаимодействия с партнерами через ЭДО.