Диспетчеризация при оформлении таможенных деклараций

  • 20/02/2021

Диспетчеризация при оформлении таможенных деклараций

Изменения в процедуре оформления товаров ФТС Российской Федерации приготовил сюрприз для участников ВЭД, с 1.02.2021 года. Запущена экспериментальная программа – диспетчеризация при оформлении таможенных деклараций.

 

Как выглядела старая схема оформления

К старой процедуре регистрации грузов все привыкли, она понятна и удобна для большинства участников внешнеэкономической деятельности.

Выглядела она следующим образом:

  1. груз прибывал на территорию России;
  2. товары транзитом доставлялись на таможню в регионе деятельности организации;
  3. там проходило оформление.

Получатели грузов имели выбор: оформлять его в аэропорту, морском порту или таможенных терминалах по месту прибытия, или переправить его в региональный ЦЭД. Это было удобно, так как на все ЦЭДы страны ложилась равномерная нагрузка, а значит и оформление документов проходило достаточно быстро.

Еще один плюс: ни для кого не секрет, что компании, много лет ведущие внешнеэкономическую деятельность, имеют определенные связи и репутацию в «своих» таможнях, а значит и досмотр груза носил скорее формальный характер. Региональные ЦЭД имели возможность формировать штаты в зависимости от нагрузки.

 

Что изменилось с 1 февраля

Начало 2021 года «порадовал» кардинальными изменениями процессов таможенного оформления. Подача ДТ с 1 февраля теперь проходит через диспетчерскую, которая автоматически распределяет декларации по ЦЭДам.

Распределение производится исходя из основных категорий:

Так при доставке товара морским путем, грузы растормаживаются исключительно в морских ЦЭД. Тоже самое относится и к остальным видам транспортной доставки. Времени с начала эксперимента прошло мало, но уже отмечено значительное падение скорости оформления. Это связано не только с высокой нагрузкой проверяющих органов, но и с существенной разницей во времени;

  • регион регистрации участников внешнеэкономической деятельности.

Этот критерий применим для грузов, прибывшим авто или железнодорожным транспортом. Опять же приятного мало, ведь, к примеру, при фактическом нахождении клиента в Москве, если он зарегистрирован в Пскове, товар отправят именно в Псковский ЦЭД. Изначально неотлаженной оказалась СУР (система управления рисками), поэтому при желании оформить груз по месту его фактического нахождения товары подвергались к тщательному досмотру, вплоть до взвешивания каждой единицы, из-за срабатывания риска идентификации товаров. Если говорить только о Москве, то ПФК оказались перегружены, ведь гигантские объемы грузов тяжело оперативно обработать. Отмечается нехватки сотрудников, мест проведения досмотра на СВХ. Сроки оформления документов возросли с 1-2 дней до семи. ЦЭД не выпускает ТД пока не проведен досмотр, а это влечет за собой простой транспорта. Очень хочется надеяться, что прошедшее время позволило провести анализ сложившейся ситуации, и количество проводимых досмотром уменьшиться. Также следует обратить внимание на график работы центральных и региональных ЦЭД. Он должен быть единым, так как теперешнее положение вещей еще больше тормозит процесс оформления. Сейчас участники ВЭД деятельности не только испытывают неудобства, но и терпят значительные материальные убытки. Зачем было ломать давно установленный и хорошо работающий механизм – вопрос риторический, но будем надеяться, что общественное обсуждение, предложения и рекомендации бизнес-сообщества будут учены авторами приказа «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций». Пока последствия данного эксперимента, мягко говоря, не понравились тем, кто уже их испытал.

Компания ООО «ИФК «Титан74» помогает российским предприятиям осуществлять внешнеэкономические поставки и берёт на себя все сложности с таможенным оформлением. Оставляйте заявку на сайте, постараемся помочь!