Таможня: успехи и проблемы

  • 20/08/2020

Таможня: успехи и проблемы

В мае 2020 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития таможенной службы до 2030 года.

К этому сроку искусственный интеллект и передовые цифровые технологии будут являться основными элементами.

В 2017 году была принята Комплексная программы развития ФТС России. По итогам которой был осуществлен перевод декларирования из таможенных постов и таможни в регионах в центры электронного декларирования (ЦЭДы), которых на данный момент насчитывается 16 объектов. Таким образом получилось разграничить документационную проверку и физическую: электронные декларации подаются в ЦЭДах, а товарная партия инспектируется уполномоченными сотрудниками на таможенных постах. Такое разделение способствует минимизации внешнего влияния на выносимые вердикты инспекторов.

Совсем скоро 100% деклараций будут в электронном виде, бумажный документооборот «канет в лету».

За три года была продлена большая работа, но всё равно нужно ещё время пока будут отработаны механизмы взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.

Во-первых, таможенный выпуск станет единообразным, а не в зависимости от устоев местной таможни. Один товар будет определен по одному коду ТН ВЭД. Как известно, до настоящего момента на некоторые товары были различия в оформлении таможенного декларирования на разных таможенных пунктах.

Во-вторых, внутри ЦЭДа электронные декларации автоматически направляются к освободившемуся инспектору, что снижает вероятность коррупционной составляющей отношений между инспектором и участником ВЭД.

Таким образом, за первые 6 месяцев 2020г. в электронном виде прошло 70% от всех таможенных деклараций, что составило более полутора миллионов штук и автоматически оформлено полмиллиона деклараций участников ВЭД низкого уровня риска. Благонадежным участникам ВЭД становится всё легче проходить таможенный контроль: всего несколько минут на регистрацию безрисковых сделок.

В-третьих, единые лицевые счета (ЕЛС) снижают административные издержки для тех участников ВЭД, которые ранее были вынуждены открывать лицевые счета в различных регионах, в зависимости от логистических решений для транспортировки груза. В течение 3 лет был осуществлен плавный переход плательщиков на ЕЛС, что составило более 320 тысяч счетов. Теперь стало проще отслеживать остаток по счету и не допускать задолженности перед таможней.

В "Личном кабинете участника ВЭД" на сайте ФТС теперь можно в режиме онлайн задекларировать, посмотреть разрешительную документацию, получить сведения о банке и гарантиях, об отсутствии или наличии задолженности, узнать об ограничениях и запрещениях на экспортируемые и импортируемые товары. К слову, количество зарегистрированных в личном кабинете – 150 тыс. участников.

На данный момент в России работает 261 пунктов пропуска для всех видов транспорта. В рамках реализации нацпроекта по международной кооперации и экспорту были обозначены 37 пунктов для модернизации.

Система управления рисками требует максимальной автоматизации, так как является основой контроля.  Необходимо правильно и в короткие сроки обрабатывать большие данные (big data) для оперативного выявления факторов повышенного риска о каждой товарной партии и проведения обоснованных проверок и досмотров.

Таким образом, появится «зеленый сектор» добросовестных и законопослушных участников ВЭД, которые смогут быстро и без дополнительных затрат времени и средств проходить таможенных контроль.

В информационных базах накоплен гигантский массив данных по экспорту и импорту, организован обмен информацией с зарубежными таможенными администрациями. Это всё используется для выявления контрабанды, контрафакта, неплательщиков таможенных платежей и т.п.

В процессе создания единая системы отслеживания товаров в Российской Федерации и ЕАЭС, которая проанализирует цепочки реализации товаров от перемещения через таможню до реализации конечному покупателю - для автоматического выявления фактов движения нелегального товара.

Но есть и «обратная сторона медали» цифровизации.

Проблемы, которые могут возникнуть при прохождении таможенного контроля:
  1. Из-за достаточно большой скорости внедрения сотрудники и программное обеспечение таможни не успели подготовиться должным образом. Возникают ситуации, когда на постах происходит задержка из-за несвоевременного отображения уже поданных электронных деклараций, программа «зависает», декларанты не всегда имеют техническую возможность ответить на требования или отправить документы в архив. Всё это приводит временным и финансовым потерям, которые несут участники ВЭД. По некоторым операциям скорость не уменьшилась, а скорее наоборот.
  2. Коррупционные скандалы вокруг «цифровизации ФТС». Электронные таможенные декларации подаются уже 10 лет, но всё же остаются лазейки для коррупции. В этот период были случаи выявления незаконного использования служебных полномочий для покрытия уклонения от уплаты таможенных платежей под товарами прикрытия и другие.
  3. Недостаточное количество ЦЭД для Российской Федерации с 11 часовыми поясами. На некоторых ЦЭДах нет ночного режима работы, а значит простаивают грузы, что приводит к дополнительным расходам.
  4. Недостаточное количество инспекторов на ЦЭДах. Нередки ситуации, когда на 1000 поданных деклараций  в день приходится менее 20 инспекторов. Инспектор уже не может анализировать сделки — либо он не профессионал, либо у него нет просто времени вникать в товар, его состав и предназначение. Участники ВЭД отмечают формальный подход к проверкам со стороны инспекторов, когда во главу становится выполнение плана, а не вдумчивый анализ и соответствие законам.
  5. Увеличение количества дополнительных проверок. Этот процесс должен регулироваться автоматически, но нельзя исключить намеренного «ручного регулирования» в интересах одних участников ВЭД и против интересов других.

Таким образом, можно сделать вывод, что задан верный курс на улучшение взаимодействия таможенных органов и бизнеса, но предстоит ещё большая работа по устранению недоработок.