Какие условия INCOTERMS 2010 выбрать при импортной поставке?

  • 18/02/2021

Какие условия INCOTERMS 2010 выбрать при импортной поставке?

Наиболее распространенными условиями поставок являются EXW, FOB, CIF, CFR, FCA.

На что стоит обратить внимание при выборе наиболее оптимального варианта:

  • EXW – эти условия поставки означают что расходы и ответственность покупателя начинаются со склада поставщика груза. Также на покупателя ложится экспортная таможенная очистка. Данные условия поставки часто применяются при доставке груза автотранспортом и реже при морской перевозке. Если мы говорим о доставке автотранспортом, то EXW является вполне приемлемыми условиями поставки и лучше альтернативы маловероятно получится найти (за исключением тех случаев когда, например поставщик готов сделать бесплатную доставку в рамках страны или региона при заказе товара от определенной суммы – такое нередко практикуется в Евросоюзе). Если речь идет о перевозке морским транспортом, то предпочтительнее выбрать другой вариант транспорта, например оптимальным является FOB. Ведь компания поставщика товара с высокой вероятностью способна дешевле организовать доставку товара со своего склада до порта отправления, имея наилучшие цены местных поставщиков услуг перевозки, а также зная нюансы локального законодательства. Особенно это правило касается тех регионов, которые наименее задействованы в международной торговле или имеют нюансы законодательства в каждом регионе. К последним можно отнести США, где, например, от штата к штату могут отличаться максимально допустимые нагрузки на ось грузового транспорта, что может принести неприятные сюрпризы в процессе доставки груза до порта отправления.
  • FOB – данный способ означает что риски утраты или повреждения груза, а также расходы по его перемещению лежат на отправителе до момента пересечения грузом поручней судна в согласованном порту отправления. Также в стоимость товара уже включена экспортная таможенная очистка груза. Данные условия поставки применимы исключительно для морских перевозок и часто являются наиболее оптимальными, так как нередко у отправителя могут быть завышенными тарифы морского фрахта в целях увеличения прибыли.
  • CIF/CFR – эти условия поставки означают что ответственность за груз, а также расходы за его перемещение несет поставщик до момента прихода груза в порт назначения. Стоимость экспортной таможенной очистки также включена в инвойсную стоимость товара. Далее начинается зона ответственности и расходы покупателя. Отличие этих условий, заключается в том, что CIF наделяет поставщика обязанностью страховать груз от рисков повреждения или полной гибели. В случае если выбран данный способ поставки, то полис страхования груза необходимо предоставить в таможенный орган при декларировании товара среди прочих документов.

 На что здесь нужно обращать внимание:

  1. какие услуги включены в фрахт, который включен в стоимость товара (обычно на первый взгляд покупка товара на условиях FOB выглядит менее выгодной по сравнению с CIF или CFR, однако следует поинтересоваться у отправителя какие расходы в порту назначения включены в фрахт, так как чаще всего это только доставка до порта назначения, а все расходы такие как выгрузка контейнера с судна, сборы и т.п. выставляются морской линией отдельно, и итоговая сумма запросто превышает покупку товара на условиях FOB и фрахта отдельно);
  2. на какие терминалы в порту назначения поставщик способен отправить груз (часто в порту назначения есть несколько терминалов, каждый из которых обладает своими особенностями в скорости проведения операций и их стоимости и, разумеется, предпочтительнее выбирать терминал с более низкой стоимостью терминальных сборов и наиболее продолжительным периодом бесплатного хранения груза);
  3. какими морскими линиями поставщик намеревается отправить груз (морские линии имеют свои особенности, начиная от терминалов с которыми они работают, а также бесплатным периодом использования морского контейнера, заканчивая вероятностью отклонения от расписания судна).
  • FCA – данные условия поставки применимы для любого вида перевозки. Подразумевается, что поставщик произвел экспортную таможенную очистку товара и передает товар названному покупателем перевозчику либо на территории склада отправителя, либо на территории склада названного перевозчика. В случае передачи товара на складе отправителя – расходы на организацию погрузо-разгрузочных работ в транспорт ложатся на отправителя. В случае передачи товара на складе перевозчика – расходы связанные с доставкой товара до склада перевозчика ложатся на отправителя, а расходы погрузо-разгрузочных работ на территории склада перевозчика – на перевозчика. Этот вариант удобен и экономичен в случае, если отправляется небольшая партия груза (нерационально использовать отдельный контейнер или трак для транспортировки) или же транспортировка планируется авиа или ЖД транспортом. Также данные условия могут быть полезными в случае работы со «сложными регионами», например многие перевозчики предпочитают обходить стороной некоторые страны Балканского полуострова, а те кто работают могут спекулировать на цене в силу дефицита предложения транспорта. И, конечно же, в тех случаях, когда отправитель готов бесплатно доставить Ваш заказ до названного склада в регионе, то эти условия поставки являются очень привлекательными.

Но это отнюдь не значит что CIF или CFR всегда обязательно дороже, чем FOB, а FCA однозначно лучше, чем EXW. Для выбора оптимального условия поставки, следует просчитать все варианты и оценить возможные риски.