ТН, ТТН, CMR при перевозке груза в ЕАЭС

  • 14/05/2020

ТН, ТТН, CMR при перевозке груза в ЕАЭС

Данная статья подготовлена Исполнительным директором

ООО «ИФК «Титан74» Кузнецовой Натальей Александровной

Оформление транспортных документов в РФ при перевозке экспортных товаров автомобильным транспортом в ЕАЭС в 2020 г.

Давайте сразу обозначим о каких документах пойдет речь: товарно-транспортная накладная, международная транспортная накладная, транспортная накладная. Четких определений данных документов нет ни в одном из нормативных документов

Таблица 1 Понятие и цели оформления транспортных документов

Понятие и цели оформление транспортных документов

Утвержденные формы рассматриваемых документов есть у транспортной накладной (не может быть изменена), у товарно-транспортной накладной (может быть изменена в соответствии с требованиями существующего законодательства). Применяемая в обычаях делового оборота в настоящее время форма международной транспортной накладной (CMR) утверждена Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (Письмо ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006 "О направлении информации" (вместе с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь")

Таблица 2 Формы транспортных документов

Формы транспортных документов: ТТН, ТН, международная транспортная накладная

Вначале рассмотрим какие документы должны оформлять российские грузоотправители/ продавцы при условии заключения договоров по доставке экспортных товаров за пределы РФ с перевозчиками/ экспедиторами.

Такие договора могут быть 2 или 3 видов:

  • Договор перевозки;
  • Договор транспортной экспедиции;
  • Смешанный договор, объединяющий и договор перевозки и транспортной экспедиции.

При условии заключения договора перевозки обязательно должна быть оформлена ТН, т.к. заключение договора без оформления ТН является недействительным.

При условии заключения договора транспортной экспедиции экспедитора с грузоотправителем/ продавцом существует множество мнений какой транспортный документ оформлять. Мы выскажем свое мнение: в связи с тем, что одним из условий заключения договора транспортной экспедиции, является условие заключения экспедитором договора перевозки с третьим лицом (с перевозчиком Экспедитор и оформляет ТН), а обязанность выписывать транспортную накладную, подтверждающую договор транспортной экспедиции, отсутствует, т.к. существуют другие, утвержденные нормативными актами, документы к договору транспортной экспедиции. В данном случае у грузоотправителя/продавца есть право выписать ТТН. Это также подтверждается письмом Минтранса РФ от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 Об образцах форм транспортных (товарораспределительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Российской Федерации при перемещении товаров в Таможенном союзе».

 

А как же быть с CMR?

Название «CMR» появилось после принятия Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) и обозначает название конвенции на французском языке. Исходя из условий КДПГ CMR является документом, подтверждающим заключение международного договора перевозки.

В подпункте 4 пункта 4 Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» говорится, что для подтверждения нулевой ставки НДС в налоговый орган наряду с другими документами налогоплательщик — экспортер обязан предоставить транспортные (товаросопроводительные) и /или иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров за границу страны.

Поэтому экспортеры, за исключением самовывоза иностранными перевозчиками, оформляют транспортные документы, основываясь на законодательство своей страны.

Форму CMR, которую в настоящее время используют государства-члены ЕАЭС, разработала и утвердила Республика Беларусь.

Причем письмом ФНС РФ от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@ «Об образцах форм транспортных (товаросопроводительных) документов» МФ РФ доводит до сведения и использования в работе копию письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.05.2010 N 8-2-7/2255, в котором говорится об образцах форм транспортных документов, рекомендуемых к использованию при перемещении товаров в Таможенном союзе с территории Беларусь в Россию и обратно. Соответственно в письме Республики Беларусь написано, что резиденты Беларусь обязаны оформлять CMR-накладную при перемещении товаров между странами России и Беларусь.

Что касается автомобильных грузоперевозок при перемещении грузов между странами России и Казахстаном, то письмом Налогового Комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 15.08.2011 N НК-24-24/9488 (доведено до налоговых органов по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 16.09.2011 N ЕД-4-3/15167@) обязует налогоплательщиков Республики Казахстан использовать при самовывозе в Казахстан и/или из Казахстана в Таможенном союзе международную товарно-транспортную накладную согласно КДПГ. Форма не утверждена.

С другими государствами-членами Евразийского союза каких-либо нормативных документов по оформлению автомобильных грузоперевозок принято не было.

Резюмируя вышесказанное,

Хозяйствующие субъекты государств-членов ЕАЭС при оформлении международных грузоперевозок автомобильным транспортом между странами ЕАЭС руководствуются законодательством своей страны с учетом международных договоров. В России в соответствии с пунктом 2 статьи 7 ГК РФ, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством страны, применяются правила международного договора. Аналогичная норма содержится в статье 15 Конституции РФ.